Что изучает возрастная физиология и школьная гигиена

Что изучает возрастная физиология и школьная гигиена

Возрастная физиология - наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в разные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметомкурса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие. Функции органов, их систем зависят от строения, поэтому возрастная физиология использует знания из других наук: анатомии, физиологии человека, цитологии, гистологии и т.д. Эффективность обучения и воспитания зависят от того, в какой степени учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды их развития, восприимчивости к тем или других факторов.

Знания по возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе. Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирование познавательных потребностей.

Школьная гигиена - наука, изучающая особенности взаимодействия организма ребенка с окружающей средой для разработки гигиенических нормативов, требований, стандартов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. На основе знаний по школьной гигиены разрабатываются рекомендации по питания, режима дня и отдыха учащихся, организации учебно-воспитательного процесса. Основные положения школьной гигиены используются при производстве школьной мебели и при планировании учебных заведений (особенностей освещения, водоснабжения, отопления, канализации и т.д.).

Закономерности развития детей. Гетерохронность.

Этапы полового созревания.

Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания.



1 стадия- предпубертат(период, непосредственно предшествующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

2 стадия – начало пубертата.У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Волосы редкие и прямые. У девочек набухание молочных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотропного гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функции надпочечников.

3 стадия- у мальчиков дальнейшее увеличение яичек, начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

4 стадия- у мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос, появляются юношеские угри, начинаются оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

5 стадия- у мальчиков окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости – яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки.



Типы нарушения осанки

а) Нормальная осанка - наблюдаются нормальные изгибы позвоночника; сбалансированное положение головы, грудной клетки, и стоп; небольшой наклон таза вперед. Нормальная осанка – это эталон, такой осанкой обладают не более 5 % осмотренных пациентов.

б) Тип осанки с круглой и сутулой спиной - кифотическая осанка - наличие избыточного грудного кифоза; смещение головы вперед; наклон таза и грудной клетки назад; живот обычно выпячивается. Такая осанка чаще встречается у женщин, чем у мужчин.

в) Тип осанки с плоско-вогнутой спиной - наличие избыточного лордоза в поясничном отделе; таз наклонен вперед. Редкий тип осанки.

г) Тип осанки с плоской спиной – таз наклонен назад; практически полное отсутствие грудного кифоза. Редкий тип осанки.

д) Тип осанки с кругло-вогнутой спиной - лордотическая осанка - наличие избыточного грудного кифоза и поясничного лордоза; грудная клетка наклонена назад; таз наклонен назад. Распространенный тип осанки.

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки, их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число. В фронтальной плоскости нарушения осанки обычно не разделяют на подвиды. Эти нарушения осанки проявляются отсутствием баланса между правой и левой половиной тела, то есть позвоночник имеет искривление в форме дуги. Это может бытьее нарушение осанки — сколиоз, так отсутствие симметрии между отдельными частями тела (к примеру лопатки или плечи) или наклон головы.В саггитарной плоскости (в профиль) выделяют такие виды осанки:

А. нормальная осанка Б. осанка с круглой или сутулой спиной В. осанка с плоской спиной Г. осанка с плоско-вогнутой спиной Д. осанка с кругло-вогнутой спиной

Сколиоз- врожденное заболевание позвоночника (скручивание), прогрессирующее весь период роста.

Правильная поза

При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.

8.Гигиенические требования к школьной мебели. Дистанция и дифференция. Рассаживание учеников в классе.

Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:

1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.

2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.

3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Парта должна соответствовать росту, возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку,

Основными параметрами нарты, которые должны удовлетворять установ­ленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, яв­ляются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др..

1) Дистанция- это расстояние по горизонтали между задним (ближним) краем стола парты и передним краем скамьи, на которой сидит учащийся. Согласно установленным стандартам, это расстояние должно быть отрицательным и составлять 4-5 см, то есть, край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.

При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед, что вызывает искривление позвоночника (кифоз), быструю утомляемость.

2) Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола парты до сиденья. В норме должно быть равно расстоянию от локтя до ска­мьи при опущенной и согнутой в локте руке (то есть ближний край стола парты должен находиться на высоте локтя опушенной руки сидящего за пар­
той ученика).

Если дифференция больше нормы, то ученик должен поднимать правое плечо, что вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз), а также нарушение зрения из-за уменьшения расстояния от глаз до тетради, книги и тд. Если дифференция ниже нормы, то ученик вынужден наклонять­ся вперед, приобретая сутулость, кифоз.

3) Ширина скамьи должна составлять 2/3 - 3/4 длины бедра

4) Высота скамьи должна быть равна длине голени и стопы + 1 -2 см.

5) Наклон стола парты к учащемуся - 15°

Рассаживание учащихся. Для учащихся со сниженным слухом следует отводить места за первыми и вторыми столами в любом ряду. Школьников с пониженной остротой зрения необходимо рассаживать за первыми столами у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками они могут сидеть в любом ряду. Детям, склонным к частым простудным заболеваниям, наоборот, рекомендуется отводить места дальше от окон. Доказано, что обе стороны тела учащегося, сидящего у окна, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые воздействия, что отрицательно влияет на механизм терморегуляции. Дети, сидящие в первом от окна ряду, в 3 раза чаще болеют ангинами и заболеваниями верхних дыхательных путей, чем школьники, рабочие места которых находятся в глубине класса. Учащиеся, сидящие в первом и третьем (крайних) рядах класса, не менее двух раз за учебный год меняются местами. При этом не должно нарушаться соответствие размеров мебели длине тела ребенка.

Рабочее место

- качественный монитор с высоким разрешением.

- расстояние от глаз до монитора примерно 50 - 70 см.

- сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула.

- смотреть на монитор немного сверху (т.е. чуть наклонить дисплей так, чтобы нижний край находился ближе к пользователю, чем верхний).

- размещать дисплей рекомендуется так, чтобы свет (естественный или искусственный) падал сбоку, лучше слева.

- необходимо исключить наличие всевозможных бликов на экране монитора.

- следует также избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства (для этого обязательно использовать настольную лампу даже при включенном внешнем освещении); в идеале надо стремиться, чтобы яркость окружающей среды и яркость свечения экрана примерно совпадали.

- не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении.

- завести комнатное растение с красивыми крупными зелеными листьями, в перерывах поглядывать на него (зеленый цвет расслабляет мышцы глаз).

Режим работы

- через каждый час работы необходимо проводить короткую физкультурную микропаузу: легкие гимнастические упражнения для всего тела (1-2 мин.) и перерыв на 10 – 15 минут.

- если рабочее место находится у окна, в моменты, когда не требуется фиксировать взгляд на мониторе, рекомендуется по возможности как можно чаще смотреть вдаль, к горизонту или на небо (этим достигается расслабление глазных мышц). 3. Лечебная физкультура и процедуры. - солнечное прогревание глаз (подставьте закрытые глаза солнцу, длительность 1-2 минуты, 1 раз в день утром). - смотреть на солнце, моргая ( 5 – 7 секунд 1 раз в день, утром) – для стимуляции рецепторов сетчатки.

- гимнастика для глаз

4 . Питание Цель рационального питания - разумный и сбалансированный состав потребляемых продуктов. Продукты, богатые витаминами А и С, обязательно должны присутствовать в рационе. - витамин А (ретинол) – компонент пигментов сетчатки.

Им богаты говяжья печень и рыбий жир (особенно жир трески), несколько меньше уровень этих веществ в куриных яйцах. Кроме того, витамин А образуется в организме из поступающего с пищей каротина, содержащегося преимущественно в продуктах растительного происхождения — плодах рябины, облепихи и шиповника, кураге, зелени шпината и сельдерея, моркови, красном сладком перце. - витамин С (аскорбиновая кислота) осуществляет защиту кровеносных сосудов, мышечных волокон, стимуляцию кроветворения, антиоксидант. Им богаты плоды шиповника, рябины, красный перец, щавель, морковь, помидоры, картофель (особенно осенью), свежая белокочанная капуста, черная смородина, цитрусовые, отвар сосновой хвои.

Продукты, улучшающие зрение:Черника: Плоды (особенно для ночного зрения) в любом виде.

Шиповник: Свежие плоды в любом виде.

Мед; Смородина черная; Земляника: Облепиха: Калина:Клюква: Голубика: Морошка: Рябина: Щавель: Крапива:

Глазные капли. Улучшают метаболизм и питание тканей глаза.

- Офтан Катахром (Oftan Catachrom)

- Тауфон (Taufonum)

- Аскорбиновая кислота (вит. С) драже

- Ретинола ацетат (вит. А) капсулы

Это препараты, которые можно применять при всех заболеваниях глаз. Остальные лекарства специфичны для каждого заболевания и назначаются только врачом-офтальмологом для каждого конкретного заболевания.

Типы ВНД.

И.П. Павлов выделил:

1)тип сильный, но неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением(безудержный тип);

2) тип сильный, уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов(живой, подвижный тип);

3) тип сильный, уравновешенный, но с малой подвижностью нервных процессов( спокойный, малоподвижный, инертный тип);

4) тип слабый с быстрой истощаемостью нервных клеток, приводящий к потере работоспособности.

И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности, обнаруженные на животных, совпадают с четырьмя темпераментами, установленными у людей греческим врачом Гиппократом, жившим в 4 веке до н.э. Слабый тип соответствует меланхолическому темпераменту; сильный неуравновешенный тип- холерическому темпераменту; сильный уравновешенный, подвижный тип- сангвиническому темпераменту; сильный уравновешенный, с малой подвижностью нервных процессов- флегматическому темпераменту.

Однако следует иметь в виду, что полушария головного мозга человека как существа социального обладают более совершенной синтетической деятельностью, нежели у животных. Человеку свойственна качественно особая нервная деятельность, связанная с наличием у него речевой функции.

В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с четырьмя общими для человека и животных типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К этому типу относятся непосредственно люди воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.

2. Мыслительный тип. Это люди с преобладанием второй сигнальной системы, мыслители, с выраженной способностью к абстрактному мышлению.

3. Большинство людей относится к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные заключения.

Бронхи у ребенка, детей

Бронхи к рождению достаточно хорошо сформированы. Рост бронхов интенсивен на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована, покрыта слоем слизи, которая продвигается со скоростью 3-10 мм/мин, в бронхиолах медленнее – 2-3 мм/мин. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого. Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх. Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно. Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции.

Легкие у детей, ребенка

Легкиеу новорожденных весят около 50 г, к 6 мес. масса их удваивается, к году утраивается, к 12 годам увеличивается в 10 раз, к 20 годам - в 20 раз. Легочные щели выражены слабо.

У новорожденных легочная ткань менее воздушна, с обильным развитием кровеносных сосудов и соединительной ткани в перегородках ацинусов и недостаточным количеством эластической ткани. Последнее обстоятельство объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях.

Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый главные бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани.

Внешнее дыхание, то есть обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких, осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка. По сравнению со взрослыми у детей раннего возраста имеются выраженные отличия внешнего дыхания в связи с развитием ацинусов, многочисленными анастомозами между бронхиальными и пульмональными артериями, капиллярами.

Глубина дыхания у детей

Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это объясняется небольшой массой легких и особенностями строения грудной клетки. Грудная клетка у детей 1-го года жизни как бы находится в состоянии вдоха в связи с тем, что переднезадний ее размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника отходят почти под прямым углом. Это обусловливает диафрагмальный характер дыхания в этом возрасте. Переполненный желудок, вздутие кишечника ограничивают подвижность грудной клетки. С возрастом она из инспираторного положения постепенно переходит в нормальное, что является предпосылкой для развития грудного типа дыхания.

Гигиена питания детей.

Питание— сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма.

В гигиене принят термин «полноценное питание», означающий питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях.

Основные гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна:

1.полностью возмещать энергетические траты организма;

2. содержать все необходимые пищевые вещества для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов;

3.быть разнообразной;

4.обладать приятными вкусом, запахом и внешним видом;

5.быть легкоусвояемой;

6.быть доброкачественной
Белки, жиры, углеводы, витамины — основные пищевые вещества в рационе человека.

Белки — это высокомолекулярные азотистые соединения. Белки в отличие от жиров и углеводов не откладываются в организме про запас и должны ежедневно вводиться с пищей в достаточном количестве. Норма составляет 96—132 г(муж), 82—92 г(жен).

Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г - 2,3 ккал. Жиры выполняют и пластическую функцию, являясь структурным элементом протоплазмы клеток. Норма 1,3-1,5 г на 1 кг массы тела. Углеводы и их производные служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. Норма в сутки должен получать 344-440 г усвояемых углеводов. Витамины - это различные по химическому составу органические соединения, необходимые организму для образования ферментов.

Основа рациона питания детей — соблюдение суточной потребности в основных пищевых ингредиентах. В питании ребенка значительное место должны занимать продукты моря: рыба, морская капуста, а также морские беспозвоночные (гребешки, мидии, кальмары, креветки, трепанги). В них содержится большое количество йода и марганца, других микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития организма ребенка. Следует ограничивать потребление рафинированных продуктов, отдавать предпочтение натуральной пище. Ведущие специалисты-кардиологи не рекомендуют употреблять кипяченую воду. Для сердца полезна именно сырая вода (разумеется, обеззараженная). Необходимо с раннего возраста приучать детей к ограниченному потреблению соли, сахара. Рацион питания детей должен содержать достаточное количество овощей и фруктов.

Требования к расписанию уроков.

Общая учебная нагрузка в школе состоит из государственного компонента учебного плана и школьного компонента.

Между занятиями по обязательному и школьному компонентам необходим перерыв не менее 30 мин для обеда и отдыха.

Многочисленные наблюдения и исследования подтверждают, что не все предметы вызывают одинаковое утомление. Наиболее значительные нарушения функционального состояния центральной нервной системы отмечены у школьников после уроков математики, физики, химии. Причем чем позже проходят эти уроки, тем большее утомление они вызывают. При составлении расписания необходимо учитывать, что по степени/трудности уроки распределяются следующим образом: тяжелые уроки - математика, физика, химия, астрономия, иностранный язык; уроки средней тяжести - история, биология, русский язык и литература," белорусский язык и литература, география; легкие уроки - труд, рисование, пение, спецподготовка, физкультура.

В течение учебного дня необходимо легкие уроки чередовать с трудными, естественно-математические предметы - с гуманитарными, предметы, требующие большого умственного напряжения и внимания, - с уроками, включающими двигательный и динамический компоненты. В соответствии с изменениями динамики работоспособности в течение дня на первом уроке целесообразно изучать предметы средней сложности, на втором и третьем - тяжелые предметы. Уроки труда и физкультуры нужно использовать для поддержания работоспособности школьников, поэтому предпочтительно делать их четвертыми или пятыми. Перемена вида деятельности снимает утомление, и на пятом-щестом уроках школьники будут работоспособны. Предметы, требующие большего интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, не рекомендуется ставить на первые или последние уроки.

В течение недели учебная нагрузка также должна распределяться в соответствии с закономерностями динамики работоспособности. Для этого рекомендована шкала трудности предметов.

Максимальное количество баллов за день по всем предметам должно приходиться на вторник и среду. Понедельник должен быть относительно незагруженным. Четверг после напряженных дней (вторника и среды) необходимо сделать облегченным, чтобы предотвратить падение работоспособности. Пятница по загруженности близка к понедельнику. А суббота должна быть наиболее легким днем. Если наибольшее количество баллов приходится на крайние дни недели или оно одинаково во все дни - расписание не соответствует физиолого-гигиеническим требованиям.

Контрольные работы проводятся по графику, который утверждается директором школы. В течение учебного дня может проводиться только одна контрольная работа. Не рекомендуется проводить контрольные работы после уроков физкультуры, на последних уроках, в понедельник и пятницу.

Между окончанием занятий в школе и приготовлением уроков необходим как минимум 1,5-часовой активный отдых на свежем воздухе. Дети с ослабленным здоровьем, перенесшие тяжелые заболевания нуждаются в дневном сне. После отдыха улучшается качество работы, точность и координация движений, острота зрения. Учащиеся первой смены готовят уроки с 15 до 17 ч, в момент подъема работоспособности. Учащиеся второй смены должны выполнять домашние задания утром, до 12-ч.

Основные требования к расписанию уроков:

- Рекомендуется чередовать предметы, не требующие одинаковой работы (например, письмо и чтение). Ставить друг за другом такие уроки, как письмо и рисование, нецелесообразно. Напряжение мелких мышц кисти быстро приводит к утомлению и снижению работоспособности учащихся.

- Следует включать в середину учебного дня (3—4-й урок) уроки труда, физкультуры.

- Необходимо планировать более легкие предметы на начало и конец учебного дня, а также учебной недели.

- Не рекомендуется планировать контрольные работы на конец недели (например, в пятницу), два дня подряд (во вторник и среду), по две в день.

Для учащихся начальной школы домашние задания на понедельник рекомендуются в устной форме (включая письмо, математику). Каникулы предназначены для полноценного отдыха школьников, поэтому домашние задания на их период упраздняются. Рекомендуется только чтение.

Виды неврозов у детей.

Невроз– это функциональное нарушение высшей нервной деятельности, обусловленное процессом возбуждения и равновесия.

Причины неврозов: психическая травма, эмоциональное перевозбуждение.

Условия предрасположенности к неврозу: 1. наследственность;2. травмы НС;3. наличие хронических заболеваний;4. воздействие на НС токсичных веществ (никотин, алкоголь, наркотики).

Критические периоды у детей.1. В 7 лет – период школьного возраста;2. Переход к предметному обучению;3. Период полового созревания;4. Выбор профессии (9,11 классы).

Общие симптомы неврозов у детей.1. Повышенная возбудимость;2. Нарушение сна;3. Вегетативное расстройство (тошнота, рвота);4. Снижение памяти, слезы.

Факторы развития.1. Чем старше ребенок, тем больше влияют семейные факторы (распад семьи, ссоры родителей);2. Школьные факторы: стресс во всех его проявлениях, скоростные показатели обучения.

Три вида неврозов.

1. Нервный тик – быстрые непроизвольные сокращения мышц, которые стереотипно повторяются

2. Логоневроз - заикание – нарушение речи, при котором нарушается ее плавное течение, повторение звуков. Происходит в результате судорожного сокращения речевых мышц. Формируется, когда начинается формирование речи. Рано может сформироваться комплекс собственной неполноценности

3. Энурез – возникает с нарушением внутрианатомического развития плода.

Лечение.1. Нормализовать сон;2. Витамины;3. Успокаивающие средства;4. Благоприятная обстановка для ребенка;5. Лечебная физкультура, водные процедуры

Что изучает возрастная физиология и школьная гигиена

Возрастная физиология - наука, изучающая особенности жизнедеятельности организма человека в разные возрастные периоды. Она изучает функции органов, систем органов, организма в целом по мере его роста и развития, особенности этих функций на каждом возрастном этапе.

Предметомкурса возрастной физиологии является изучение физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития, а также особенности реакции физиологических функций на педагогическое воздействие. Функции органов, их систем зависят от строения, поэтому возрастная физиология использует знания из других наук: анатомии, физиологии человека, цитологии, гистологии и т.д. Эффективность обучения и воспитания зависят от того, в какой степени учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды их развития, восприимчивости к тем или других факторов.

Знания по возрастной физиологии нужны педагогам (особенно классным руководителям) для определения эффективных методов обучения, для разработки методов формирования двигательных навыков детей и проведения оздоровительной работы в школе. Возрастная физиология имеет важное значение для понимания особенностей психологии ребенка на разных этапах развития организма. Она помогает установить этапы развития процессов внимания, восприятия информации, формирование познавательных потребностей.

Школьная гигиена - наука, изучающая особенности взаимодействия организма ребенка с окружающей средой для разработки гигиенических нормативов, требований, стандартов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков. На основе знаний по школьной гигиены разрабатываются рекомендации по питания, режима дня и отдыха учащихся, организации учебно-воспитательного процесса. Основные положения школьной гигиены используются при производстве школьной мебели и при планировании учебных заведений (особенностей освещения, водоснабжения, отопления, канализации и т.д.).


chto-nelzya-prostit-fantastike.html
chto-neobhodimo-delat-snachala.html

chto-nelzya-prostit-fantastike.html
chto-neobhodimo-delat-snachala.html
    PR.RU™